Памяти Анатолия Григорьевича Никитенко (23.06.1949-11.10.2014)
На протяжении 40 лет Анатолий Григорьевич был директором Краснодонского ордена Дружбы народов музея «Молодая гвардия», депутатом Краснодонского совета четырех созывов, членом Международного Совета музеев при ЮНЕСКО, заслуженным работником культуры Украины, почетным гражданином Краснодона и Луганщины, режиссером, преподавателем, поэтом.
Он умер в день 100-летия города Краснодона, прославлению которого он посвятил всю жизнь.
Трудовая жизнь его началась в Краснодоне. В 1966 году он был принят литсотрудником городской газеты «Слава Краснодона». Тогда же опубликовал свои первые стихи. Для того, чтобы быть литсотрудником, глубоко разбирающимся в шахтерских профессиях, он спустился в шахту:
«А когда на гора я вышел
На земле я держался шатко.
Так впервые узнал поближе
То, о чем я немало слышал-
Я узнал, что такое шахта.»
В 1967 году его пригласили работать экскурсоводом в музей «Молодая гвардия». Поработав немного экскурсоводом, он стал старшим научным сотрудником.
Закончив пединститут заочно, был назначен заведующим экскурсионно-массовым отделом, потом заместителем директора.
В 25 лет он стал директором. В таком возрасте стать директором крупного музея, в штате которого около 100 человек,- это большая ответственность.
Под его руководством был построен комплекс зданий музея, открытого в 1970 году.
Музей постепенно превратился в самое крупное хранилище не только артефактов но и документов о деятельности подпольной организации «Молодая гвардия».
Великолепный мастер слова, он обладал незаурядной способностью убеждения.
Никогда не менял своих взглядов. Особенно это проявилось в 90-е годы 20-го столетия, когда на «Молодую гвардию» обрушился поток лжи, клеветы грязи.
Его убеждения, безупречное владение материалом из первоисточников и профессионализм помогли одерживать убедительные победы в дискуссиях с оппонентами.
Своей деятельностью и принципиальной позицией он спас «Молодую гвардию» от забвения, вернул музею право оставаться центром патриотического воспитания подрастающего поколения.
За годы работы в музее Анатолию Григорьевичу приходилось сталкиваться с попыткой очередных руководителей переписать историю, сражаться с обывательскими слухами, сплетнями. Чего только не писали в средствах информации о молодогвардейцах!
Никитенко считал, что все это разрушает души людей, их веру в истину.
Молодогвардейцы стали для него самыми родными людьми. «Я очень хорошо знаю все плюсы и минусы этой организации. И ни в коем разе они меня не смущают. Я как был, так и остался преданным этим людям, не утерял чувства святости по отношению к ним. Иначе я бы не смог здесь работать».
Став директором, он продолжал проводить экскурсии, потому что «душа просит» по его словам. «Мне в первую очередь интересны глаза детишек и ветеранов. По ним сразу видно, интересно им или нет.
Я умею работать с людьми. Чем сложнее аудитория, тем интереснее. Приезжали к нам группы с запада Украины, настроение не просто равнодушно – враждебно. Я предупреждал: буду говорить с вами не языком эмоций, исключительно языком фактов и документов. И они уходили из музея со слезами, сами признавали – просто другими людьми. А я всего-навсего говорил им правду».
А.Г Никитенко всегда подчеркивал, что мы победили в Великой Отечественной войне. И этой истине он остался верен.