9 октября 2020 года в рамках программы «На все 100» состоялась онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ по литературе. Эфир был проведён руководителем комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе, доктором педагогических наук Зининым Сергеем Александровичем.
В онлайн-консультации приняли участие 45 учителей из 19 общеобразовательных учреждений города Луганска (№№ 7, 8, 13, 23, 38, 40, 41, 45, 48, 49, 52, 53, 57, 58, ЛУВО «Барвинок», Вечерняя школа, ЛУВО «Академия Детства», ЛУВО «Спортивная академия «Заря», ЛУВК «Интеллект».
Сергей Александрович отметил, что в этом году мы ожидаем модель экзамена по литературе в том же качестве, что и в прошлые годы. Он остановился на структуре контрольных измерительных материалов (КИМ), которые проверяют литературные знания и умения по всем разделам школьного курса.
Все включённые в экзамен задания базового уровня разделены на два комплекса: часть 1 – комплекс заданий к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения; часть 2 – четыре темы сочинений на выбор.
Зинин С. А. обратил внимание на то, что в первой части задания простые, но они обновлённые, поэтому требуют от учащихся не только знание теоретического материала, но и содержания литературного произведения (вопросы касаются знания имён персонажей, городов, в которых происходят события, названий усадеб и т.д.). То есть учащиеся должны знать те ключевые, знаковые формы, которые изучаются в школьной программе курса литературы.
Также Сергей Александрович остановился на особенностях комплектации тем сочинений в КИМ. Темы формируются по разному литературному материалу, в разбивку даются разные эпохи и этапы литературного процесса. Учащиеся могут выбрать ту тему для сочинения, которая им более близка.
Доктором филологических наук были отмечены необходимые умения для успешной сдачи ЕГЭ по литературе. Это и осознанное чтение, и различные виды пересказа, и знание родов и жанров литературы, и анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, и письменные интерпретации художественного произведения, и комментирование, и умение сопоставлять, сравнивать, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным критериям. Эти все умения были рассмотрены на конкретных примерах из заданий по ЕГЭ.
Зинин С. А. познакомил всех с особенностями системы оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом. Участникам онлайн-консультации были даны советы по подготовке к ЕГЭ.