Год семьи

Министерство
образования и науки
Луганской Народной Республики

СТАРТОВАЛ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО»

Министерством образования и науки Луганской Народной Республики ведется систематическая работа по привлечению внимания подрастающего поколения к вопросам сохранения природы родного края и воспитанию бережного отношения к природным ресурсам. Часть мероприятий, реализуемых в данном направлении, включена в План мероприятий по реализации Концепции государственной политики в сфере экологической безопасности и рационального природопользования Луганской Народной Республики на период до 2023 года, утвержденный Распоряжением Главы Луганской Народной Республики от 31.10.2019 № 757-рг/19.

С целью расширения межведомственного и социального партнерства совместно с Министерством природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики запущен проект «Школьное лесничество».

Государственным учреждением дополнительного образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр эколого-натуралистического творчества» разработана дополнительная общеразвивающая программа эколого-натуралистической направленности «Школьное лесничество». Программа утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.08.2020 № 797-од «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) общего, среднего профессионального и дополнительного образования Луганской Народной Республики». Дополнительная общеразвивающая программа «Школьное лесничество» разработана для реализации в творческих объединениях по интересам, создания школьных лесничеств в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики и рассчитана на обучающихся 10–16 лет. Целью программы является создание условий для творческой самореализации, профессионального самоопределения обучающихся в процессе усвоения знаний о лесных сообществах и лесном хозяйстве, формирования практических умений в ходе трудовой и экспериментальной деятельности. Программа рассчитана на два года обучения и предусматривает общекультурный (базовый) уровень реализуемого содержания. Обучающиеся, занимающиеся в творческом объединении «Школьное лесничество» не только получают знания в области биологии, географии, лесного хозяйства и лесоводства, но и формируют практические и трудовые навыки работы в природе, ценностные ориентиры, что приводит к становлению целостной, гармонично развитой личности.

Министерством образования и науки Луганской Народной Республики совместно с Управлением развития лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики разработаны и утверждены Методические рекомендации по организации и планированию работы школьных лесничеств.

Основные задачи школьного лесничества:

образовательные:

изучение леса как природного биогеоценоза;

изучение и овладение теоретическими и прикладными знаниями лесохозяйственных дисциплин;

приобретение навыков опытно-исследовательской работы;

овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий;

воспитательные:

воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию;

профориентационные:

подготовка к осознанному выбору профессии, через совместную деятельность работников лесного хозяйства при участии в проведении лесохозяйственных мероприятий;

агитационно-пропагандистские:

проведение лесоохранной агитации и пропаганды.

Функционирование школьного лесничества предполагает проведение разных форм природоохранной работы: создание экологических троп; проведение наблюдений за живой и неживой природой; проведение экскурсий, практических работ по лесоразведению и лесоохране, экспедиций, выполнение ботанических и зоологических практикумов; участие в разнообразных конкурсах, трудовых акциях и других массовых мероприятиях.

Школьные лесничества осуществляют свою деятельность на территории лесного фонда или за его пределами. Вне лесного фонда проводятся мероприятия по озеленению школьных дворов, улиц, парков и скверов, выращивание древесно-кустарниковых пород в школьном питомнике, укрепление склонов оврагов, берегов водоемов и т. д.;

Члены школьного лесничества получают практические навыки по проведению лесохозяйственных мероприятий:

- посадка и посев леса, уход за лесными культурами, закладка питомников, дендрологических участков, уход за ними, выращивание посадочного материала, сбор семян;

- защита леса – выявление очагов повреждения леса болезнями и насекомыми-вредителями;

- охрана и привлечение птиц, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек;

- заготовка кормов и зимняя подкормка диких животных, другие биотехнические мероприятия;

- учет и охрана полезных насекомых, муравейников;

- выявление и охрана памятников природы, редких видов растений и животных;

- проведение фенологических наблюдений и учебно-исследовательской работы.

Общее руководство всей деятельностью школьного лесничества осуществляется образовательной организацией (учреждением) совместно с руководителем ГУП ЛНР «Лесоохотничье хозяйство». Предприятия имеют структурные подразделения – лесничества, на территории которых будут проводиться практические занятия школьного лесничества, под руководством специалиста лесного хозяйства, ответственного за ведение работы школьного лесничества, осуществляющего организационное и техническое сопровождение его деятельности.