Год семьи

Министерство
образования и науки
Луганской Народной Республики

» » Дистанционное обучение – как аспект взаимодействия членов образовательного процесса для создания условий для продуктивного обучения.

Дистанционное обучение – как аспект взаимодействия членов образовательного процесса для создания условий для продуктивного обучения.

С 30 марта ГОУ ЛНР «Червонопрапорская СШ № 34» перешла на дистанционное обучение. До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не использовались. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность.
Рассмотрим дистанционное обучение как форму обучения. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции).
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:
•электронная почта (с помощью электронной почты налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
•гипертекстовые среды (WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
•ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, используется в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
• видеоконференции (перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями  «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями).
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании. Дистанционное обучение не даст школьникам возможности расслабиться. Современные технологии позволяют перевести почти все этапы учебного процесса в удаленный формат.
Педагогические работники подошли основательно к изучению и организации данного вопроса и проведена огромная работа в подготовке к данному виду обучения. Первым этапом работы в данном направлении была подготовка классных и домашних работ и заданий для учащихся 1-11 классов. Вторым этапом работы было размещение на сайте образовательного учреждения, а также в соцсетях объявлений для учащихся и их родителей, а также ссылок, где можно найти нужную информацию. Были также размещены памятки и рекомендации родителям и обучающимся на период дистанционного образования, информация о профилактических мерах на период эпидемии и напоминание о том, что родители несут ответственность за жизнь и безопасность детей! Третьим этапом работы было начало проведения консультаций с обучающимися в режиме онлайн через социальные сети, а так же видеомессенджеры. Педагоги, которые привыкли работать традиционно, не сразу смогли перестроиться на дистанционную работу и в работе случались промахи и недочеты. Цитируя Альберта Эйнштейна можно сказать: «Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое». В своей работе педагоги берут за основу видеоуроки из Интернета, опираясь большей частью на видеоуроки «Российской электронной школы», онлайн школы «#УЧИМСЯВМЕСТЕ» рекомендованные ГУ ДПО ЛНР «Республиканский центр развития образования», ссылки на дополнительные материалы, отправляют сообщения в группы, связываются по видеомессенджерам.
Как любая новинка в сфере образования, экономики и других сферах жизни все имеет свои «плюсы» и «минусы», с которыми мы еще не раз столкнемся с период данного процесса обучения.
Нашим педагогам и родителям придется быстро адаптироваться к новым форматам проведения уроков. Уже сейчас ребята и педагоги заставили себя пересмотреть многие вещи, а для учителей это стало еще и мощнейшей проверкой на профпригодность. Но как утверждают эксперты, полноценное обучение возможно только в случае, когда в хорошем результате будут заинтересованы все. Если использовать все возможности, которые есть в арсенале педагога, то и процесс обучения можно сделать увлекательным, и частично автоматизировать проверку огромного количества домашних заданий, чтобы оставить время на коммуникацию с учениками. Помочь ученикам поддерживать боевой настрой могут и родители. Часть методов самоорганизации они успели протестировать на себе за время удаленной работы. Так, что нам всем необходимо «идти в ногу со временем», ведь информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.