Качество образования является стратегическим приоритетом для Луганской Народной Республики. Термин «качество образования» нормативно закреплен в Законе Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).
Мониторинг - это специально организованный, постоянный, целевой контроль и диагностика состояния образования на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода любых процессов по четко определенным показателям.
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигнутых реальных образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Мониторинг качества образования - целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
Задачи мониторинга качества образования:
- развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся с учетом современных вызовов;
- развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения ее направленности на индивидуальное развитие обучающихся;
- развитие механизмов управления качеством образования,
- повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении его результатов.
Единая система оценки качества общего образования опирается на содержательные принципы:
- ориентация на потребности и интересы обучающихся.
- ориентация на государственные образовательные стандарты.
- ориентация на оценивание как подготовки обучающихся, так и всей образовательной деятельности.
Направления оценки качества образования:
- оценка степени соответствия подготовки обучающихся требованиям ГОС ЛНР к результатам освоения образовательных программ;
- оценка степени соответствия образовательной деятельности
- требованиям ГОС к условиям реализации образовательной деятельности;
- оценка степени соответствия подготовки обучающихся их
- потребностям, потребностям организаций среднего профессионального образования и высшего образования, предприятий и учреждений;
- оценка степени соответствия образовательной деятельности
- потребностям обучающихся, потребностям организаций среднего профессионального образования и высшего образования, предприятий и учреждений, потенциальными будущими работниками которых являются обучающиеся в общеобразовательных организациях.
Группы источников данных:
- Результаты мониторинговых исследований качества образования и государственной итоговой аттестации, в том числе:
- сбор и анализ статистических данных о системе образования;
- республиканские исследования качества образования (далее - РИКО);
- республиканские исследования, направленные на изучение личностных результатов освоения основной образовательной программы;
- республиканские проверочные работы (далее - РПР);
- государственная итоговая аттестация (далее - ГИА;
- итоговая аттестация (далее - ГИА ИА);
- результаты участия в Едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ;
- результаты участия в олимпиадах и других интеллектуальных
- мероприятиях;
- исследование профессиональной компетентности педагогических кадров;
- другие процедуры оценки качества подготовки обучающихся.
- Данные о качестве образования из открытых и ведомственных источников, в том числе, характеризующие:
- соответствие результатов образования потребностям рынка;
- социально-экономические аспекты среды расположения
- общеобразовательной организации.
- Данные о системе образования, собранные в ходе специально проводимых опросов, в том числе:
- характеристики условий осуществления образовательной деятельности в общеобразовательной организации;
- характеристики системы управления образованием
- Данные, собранные в ходе социологических исследований, в том числе:
- удовлетворенность выпускников, родителей (лиц, их заменяющих) и работодателей результатами образования;
- удовлетворенность обучающихся и родителей (лиц, их заменяющих) образовательной деятельностью.